illiquidum (illiquidum) wrote,
illiquidum
illiquidum

Categories:

К истории Ренессанса

По поводу поста «Модерн как забвение» http://schwalbeman.livejournal.com/119082.html

Хочу подчеркнуть, что высказанные ниже утверждения являются лишь предварительными и могут дополняться, или редактироваться в ходе обсуждения и дальнейшего осмысления. Прежде всего сформулирую то главное, что составляет содержание поста «Модерн как забвение» (как я это понимаю). Главное можно выразить следующими двумя утверждениями (автора):

1) Новое время результат измены ценностям Средневековья (грех совершён);

2) Модерн   результат насильственной попытки вытеснения переживания греха (грех надо забыть).
Пояснять эти утверждения я не буду. Достаточно прочитать оригинал по ссылке.
В чём я согласен с автором, и чем меня взгляд автора не устраивает?


1) Можно согласиться с автором, что в эпоху Средневековья была накоплена психическая энергия (либидо). Это накопление происходило вследствие высокой концентрации внимания на религиозных образах и идеях. Мне хотелось бы уточнить (некоторые) мысли автора и придать им несколько другую направленность с помощью трёх тезисов.

  • В Новое время эта энергия вылилась в деятельное переустройство мировоззрения и окружающего мира. Человек становится Творцом, Великим Художником.

  • Напряжение либидо образовано антиномией Бог человек (в аспекте творчества). В Средние века творческая потенция принадлежит Богу. Творческая природа человека вытеснена в бессознательное. Антиномия сознаётся как дуальное единство Бога-Творца и человека-эпигона.

  • В Новое время, в эпоху Возрождения, антиномия разрешается. Содержание бессознательного частично ассимилируется сознанием. Человек начинает сознавать свои творческие потенции.

Следовательно, грех не совершён, но (в согласии с волей Божией) человек становится Творцом, Великим Художником1. В Ренессансе выделяется много течений, подчас противоположного свойства. Хочется особо подчеркнуть, что Высокий Ренессанс2 не отрицает христианской морали, и это подтверждается работами великих мастеров, или выдающихся учёных того времени.

2) «Любой серьёзный творческий акт необходимо предполагает пробуждение архетипов в психике субъекта, что приводит к психической трансформации, благодаря которой происходит решение поставленной творческой задачи. Естественные преобразования подобного рода без всяких полусознательных элементов конфликта обнаруживаются во всех подлинных актах творения — художественных или каких-либо ещё, но в той степени, в какой они причинно связаны с действием (насильственного) вытеснения, они окрашиваются комплексами, которые невротически их искажают и ставят на них клеймо продуктов.» (К.Юнг) Если бы грех был совершён, и имели бы место психологическая травма и насильственное вытеснение мыслей о предательстве, не было бы великих открытий Нового времени3, не было бы выдающихся достижений в области искусства и науки. Были бы лишь продукты, жалкие поделки, с претензией на величие.


___________________

1  Является ли грехом «Сикстинская мадонна» Рафаэля?

2  Термин, принятый исследователями Возрождения, см., например, Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения»

3  Надо ли говорить, что Великие географические открытия — это не продукт?

Tags: Ренессанс, Христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 249 comments