illiquidum (illiquidum) wrote,
illiquidum
illiquidum

НАТО заходит с моря


Сергей Ищенко

l-180976

Американская база в Очакове и покупка Софией и Бухарестом французских ракетных корветов — звенья одной цепи

На фоне массового возмущения в нашей стране внезапным появлением
американских военных в украинском городе Очакове и началом строительства
там современного пункта базирования совершенно незаслуженно, на мой взгляд,
абсолютно незамеченной в России
оказалась другая новость. На днях американское издание Defense News сообщило,
что в 2018—2024 годах Министерство обороны Румынии намерено приобрести
за рубежом сразу четыре ракетных корвета на общую сумму 1,93 млрд.
долларов. Законопроект, разрешающий такую сделку, уже в парламенте.




По странному, казалось бы, совпадению ровно такая же идея вдруг овладела умами

военных в Болгарии. Та страна живет победнее румын. Видимо, лишь поэтому
София в те же сроки собирается раскошелиться всего на два ракетных
корвета. И на сумму, почти вчетверо меньшую — 503 миллиона долларов.

Надо признать, что и румынам, и болгарам траты предстоят просто неподъемные
для них. Ведь военный бюджет, к примеру, Румынии в нынешнем году
составляет всего 16,3 млрд. лей (3,6 млрд евро). Для того чтобы выделить
и такие средства на оборону, ее правительству пришлось просто-таки
ободрать другие статьи бюджета. А, например, в области финансирования
образования эта страна и так на последнем месте в Евросоюзе. Понятно,
что срочная закупка сразу четырех корветов неизбежно сожрет огромную
часть бюджетного пирога Бухареста. И хочется понять: с чего это вдруг
там решили пойти на новые денежные лишения?

Когда сразу в двух европейских столицах, в прежние годы особой заботой о своих военных
флотах не отличавшихся и корабли за рубежом если и приобретавших,
то исключительно на рынках глубокого «сэконд-хенда», практически
синхронно принимаются решения о быстром наращивании боевых возможностей
на Черном море, логично предположить, что такое решение им кто-то
настойчиво порекомендовал. И этот «кто-то» настолько могущественен, что
лучше ему не противоречить.




Чтобы поискать этого таинственного закулисного советчика
и понять его мотивацию, предлагаю вспомнить идею создания на Черном море
объединенной флотилии стран-участниц НАТО. Впервые эта мысль была
озвучена в январе 2016 года как раз в Бухаресте. На сайте правительства
Румынии тогда появилось сообщение, что инициатива по созданию
«Союзнической флотилии» с целью помешать доминированию России на Черном
море уже в феврале того же года будет обсуждена на ближайшей встрече
министров обороны государств-участников Североатлантического альянса.
Как и следовало ожидать, начинание Румынии было встречено горячими
и продолжительными аплодисментами в Брюсселе. А генсек НАТО Йенс Столтенберг тут же заявил,
что фактически дело в шляпе: «Мы договорились об увеличении
военно-морского присутствия НАТО в Черном море для расширения
профессиональной подготовки, повышения осведомленности о ситуации
и координации сил на море».

Многим тогда показалось, что на самом
деле разговоры об «Объединенной флотилии» — это просто элементы
политического давления на Москву, которые на практике подкрепить нечем.
Потому что известная Конвенция Монтре резко ограничивает присутствие
в этих водах военных флотов стран, не имеющих собственных выходов
к черноморскому побережью. Их кораблям из Средиземного моря можно
проходить Босфором и Дарданеллами на срок не более 21 суток. А потом —
будьте любезны восвояси.

Сильно ограничен и суммарный тоннаж
водоизмещения таких отрядов боевых кораблей. Что, например, делает
невозможным появление в Черном море не только чужих авианосцев,
но и десантных кораблей-доков. Как при таких условиях формировать
«Объединенную флотилию»? Понятно же, что основу ее боевой мощи должен
составлять 6-й флот ВМС США, который уже много десятилетий ни на день
не вылазит из Средиземноморья. Но вот Черное море он имеет право
навещать только изредка и ненадолго. Своими эсминцами УРО. Что
и проделывает регулярно на ротационной основе. Но какая же это флотилия?
Так, одиночные патрули и демонстрация звездно-полосатого флага…

ВМС тех членов НАТО, которые имеют свои порты на Черном море, в расчет
не принимались, видимо, даже в Брюсселе. Поскольку боевым ядром,
допустим, флота Румынии, ее красой и гордостью, и сегодня являются
фрегаты «Регел Фердинанд» и «Регина Мария». О какой-либо угрозе
с их стороны российскому Черноморскому флоту говорить не стоит, ибо это
бывшие английские фрегаты F95 «Лондон» и F98 «Ковентри» (тип
«Бродсуорд»), списанные в Великобритании по причине крайней дряхлости
и проданные по дешевке румынам. Их покупка в 2007 году за 116 млн.
фунтов стерлингов спровоцировала сильный коррупционный скандал
в Бухаресте, но дело было сделано.

Есть у румын еще многоцелевой
фрегат «Мэрэшешть» собственной постройки. Однако его боевая биография
не задалась с самого начала. Заложенный на верфи как ракетный эсминец
«Мунтения», он вскоре едва не угодил в металлолом. Оказалось, что
местные конструкторы, не имевшие опыта строительства крупных боевых
кораблей, сильно ошиблись в расчетах остойчивости «Мунтении». И это
грозило эсминцу гибелью даже не в бою, а просто в сильный шторм. Поэтому
в 1988 году его государственные испытания были прекращены
на неопределенный срок.

В 1990—1992 годах так и не вступивший
в строй эсминец решено было переоборудовать. Ему срезали часть
надстроек, укоротили дымовую трубу и мачты, а пусковые установки старых
советских противокорабельных ракет П-15М «Термит» опустили на палубу
ниже, сделав для них специальные вырезы в бортах. То, что получилось,
разжаловали во фрегат и переименовали в «Мэрэшешть». Видимо, опасность
быть утопленным обычными волнами уменьшилась, но боевая ценность нового
корабля оказалась сомнительной с самого начала.

ВМС Болгарии на сегодня выглядят еще хуже. Достаточно, полагаю, упомянуть, что
их флагманский фрегат «Верни» (BGS «Verni») — это бывший бельгийский
«Wielingen» («Вилинген»), спущенный на воду четыре десятилетия назад —
в марте 1976 года. При вводе в боевой состав ВМС Бельгии в 1978 году его
«крестной матерью» была названа Фабиола де Мора и Арагон, королева Бельгии, супруга, а затем — вдова короля Бельгии Бодуэна I.
Но даже высокое покровительство, как известно, никого не спасает
от старости. В 2006 году как раз в Брюсселе «Wielingen» списали,
а в 2008 году удачно сбагрили болгарам.

В общем, ВМС Болгарии это тоже пока не угроза российским интересам в Черноморье. Что остается для
задуманной в Брюсселе флотилии западных союзников? Флот Турции? Да,
он достаточно многочислен и современен. Но регулярные политические
фокусы президента Реджепа Эрдогана не позволяют,
видимо, в штаб-квартире НАТО особо рассчитывать на его лояльность
в гипотетическом военном конфликте с Россией на южном фланге альянса.
Потому на сегодня заявления Бухареста и Брюсселя о будущей грозной
флотилии сильно попахивают блефом.

Но это — на сегодня. А наши противники, очевидно, ходы свои просчитывают на длительную перспективу.
Настолько длительную, что можно попытаться решительно переформатировать
ВМС давно на все согласных Болгарии и Румынии. Полагаю, именно так
родилось почти синхронное и разорительное для них решение Софии
и Бухареста прикупить себе немножко современных ракетных корветов. Тогда
именно эти корабли могут стать основой «Союзнической флотилии»
на Черном море. А в кризисные периоды к ним на подмогу станут регулярно
приходить эсминцы УРО 6-го флота ВМС США.

Не стал бы исключать, что и военно-морская база в Очакове, за которую так спешно взялись
американцы, тоже нужна для оперативного развертывания этого соединения
НАТО поближе к российскому Крыму.

Если эти рассуждения верны, тогда было бы интересно попытаться понять, шестерку каких именно
ракетных корветов в альянсе вознамерились противопоставить нашему
Черноморскому флоту? И каков может быть их суммарный боевой потенциал?

Defense News не раскрывает, о каких именно кораблях синхронно размечтались наши
изменчивые бывшие «братья по оружию» из канувшего в лету Варшавского
договора. Но вот менее месяца назад, в конце августа, в Болгарии
с визитом побывал президент Франции Эммануэль Макрон. И,
по сообщениям прессы, настойчиво рекламировал принимающей стороне
корветы класса «Говинд» французской компании Naval Group. Поскольку
«Говинды» — это действительно достаточно современные боевые единицы, они
активно поставляются Парижем на экспорт (в частности, в Египет
и Малайзию), скорее всего, их болгары с румынами и закупят. Что тогда
они приобретут в смысле тактико-технических характеристик? И кого именно
тогда придется рассматривать в прицелы морякам-черноморцам?

Корветы класса «Говинд» французами выполнены с использованием технологий
«стелс». Имеют водоизмещение 2200 тонн. Длина — 106,38 метра, ширина
12,3 метра, осадка 5,6 метра. Скорость хода — 28 узлов. Дальность
плавания — 6000 миль при 16 узлах. Экипаж 159 человек.

Но самое интересное, без сомнения, вооружение. На борту каждого корвета есть
достаточно мощная артиллерия, противолодочное и зенитное вооружение.
В ангаре — вертолет. Предусмотрено размещение «беспилотников» различного
назначения. Однако главное — две четырехконтейнерные пусковые установки
противокорабельного ракетного комплекса MBDA Exocet MM40 Block 3. Его
дальность стрельбы — до 180 километров. В разы меньше, чем у наших
«Калибров». Но в бассейне Черного моря и этого может оказаться
достаточно. Особенно — из Очакова, от которого до Севастополя, тем
более — Донузлава рукой подать.

Крылатые ракеты семейства Exocet широко известны с 70-х годов прошлого века. Разработаны французами
с участием британских и германских специалистов. Лучшей рекламой для
этих КР стал вооруженный конфликт между Британией и Аргентиной вокруг
Фолклендских (Мальвинских) островов в апреле-июне 1982 года. Тогда
ракетами Exocet, выпущенными с аргентинских штурмовиков «Супер Этандар»,
был утоплен лучший на то время эсминец ВМС Великобритании «Шеффилд».
Ракета пробила его борт выше ватерлинии. Внутри корпуса не взорвалась —
не сработал контактный взрыватель замедленного действия. Однако
от остатков ракетного топлива во внутренних помещениях «Шеффилда»
вспыхнул сильный пожар. Создалась реальная угроза взрыва ракет
и артиллерийского боезапаса эсминца. После пяти часов безрезультатной
борьбы с огнем экипаж покинул корабль.

Впрочем, эта война выявила и явные слабости Exocet. Вначале,
в день гибели «Шеффилда», от них с помощью умелой и своевременной
постановки пассивных помех из простых дипольных отражателей спасся
британский фрегат «Плимут». А спустя некоторое время ракетная атака
аргентинцев на авианосец «Гермес» тоже не увенчалась успехом по той же
причине. Дипольные отражатели дезориентировали подлетавшие к авианосцу
Exocet. В итоге они навелись на другую крупную цель — шедший в составе
отряда океанский контейнеровоз «Атлантик Конвейер» с 15 боевыми
вертолетами на борту. Вместо «Гермеса» на дно отправился он. Это была,
безусловно, победа, но проигрывавшей войну Аргентине хотелось большего.

Конечно, с той поры работа над ракетным комплексом Exocet во Франции
продолжалась. В частности, в 1993 году система управления
и самонаведения такого оружия была переведена на новую элементную базу
и цифровые методы обработки информации. Этот вариант получил обозначение
Exocet block II. Говорят, он обладает повышенными возможностями
преодоления средств противоракетной обороны. А стоящий на корветах
класса «Говинд» вариант MM-40 block III приспособлен для стрельбы
не только по морским, но и по береговым целям.

Но ведь и у нас с 80-х годов прошлого века тоже появилось много вещей, куда более
эффективных, чем примитивные дипольные отражатели. Только проверять этот
тезис на практике очень бы не хотелось. Хотя, конечно, в Брюсселе
и в Вашингтоне с нашими желаниями нынче не больно считаются. Для того
и торопятся с «Союзнической флотилией» на Черном море.







Источник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments