illiquidum (illiquidum) wrote,
illiquidum
illiquidum

В ответ на титановые санкции «Боинг» и «Аэробус» устроят России жесткую посадку


Западные авиакомпании могут прекратить обслуживание своих самолетов в РФ
Боинг-767-300 (Boeing-767-300) авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии"
Боинг-767−300 (Boeing-767−300) авиакомпании «Аэрофлот —
российские авиалинии» (Фото: Виталий Белоусов/ТАСС)


Ограничение поставок титана — важнейшего конструкционного материала
в авиа- и ракетостроении — может стать одной из контрмер Москвы в ответ
на очередные санкции Вашингтона. В частности, об этом заявлял член комитета
Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов.


Если Кремль решится на этот шаг, удар по Америке получится по-настоящему
болезненным. Потому что в этом
случае контракты The Boeing Company — одного из крупнейших мировых
производителей авиационной, космической и военной техники — будут
поставлены под угрозу срыва.

Напомним: Boeing получает из России
35% титана для гражданских самолетов, держит в нашей стране крупнейший
за пределами США инженерный центр и строит второй завод по обработке
титановых заготовок. Стоимость программ закупок компании в России
достигает $ 27 млрд.

Еще в 2009 году Boeing и российское
«ВСМПО-Ависма» открыли совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing
(UBM). В июле 2014-го на авиашоу в Фарнборо компания Boeing
и «ВСМПО-Ависма» продлили долгосрочный контракт на поставку готовых
титановых изделий, в том числе титанового проката, заготовок, плит
и штамповок из России, до 2022 года. А в августе 2015-го Boeing сообщил,
что «ВСМПО-Ависма» стала ключевым поставщиком титановых штамповок для
нового композитного крыла 777Х.

С европейским Airbus картина аналогичная: он на 60% зависит
от российского титана. Скажем, самолет А380 почти весь сделан
из уральского титана.

Как признал в интервью «Российской газете» президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко,
«когда тема санкций только начинала озвучиваться, занервничали не мы,
а американцы: ведение с нашей стороны ограничений на поставку титана
было бы чревато приостановкой многих авиационных проектов в США».

«Мы этого не сделали», — подчеркнул Кравченко. Но, с другой стороны, мы поначалу
не ответили и на высылку из США 35 российских дипломатов, потому что
надеялись на нормализацию отношений с администрацией Дональда Трампа. А недавно, когда надежды рухнули, выслали
разом 755 сотрудников американской дипмиссии. Почему бы
не предположить, что МИД РФ, который сейчас прорабатывает комплекс
контрмер, пересмотрит позицию и по титановым поставкам?

Другое дело, в ответ Boeing и Airbus могут прекратить
обслуживание самолетов, которые они поставили в Россию. По независимым
оценкам, год назад перевозчики РФ эксплуатировали 491 иностранный
самолет, а на начало июля 2017 года их число выросло до 570 машин. Этот
парк обеспечивает более 90% пассажирских авиаперевозок в стране. И если
иностранные авиапроизводителя объявят России бойкот, они тем самым
подрежут нам крылья.

Можем ли мы ударить по Америке титаном, какими будут последствия этого для российской гражданской авиации?

— Мы не сможем пойти на ограничение поставок титана в США, — уверен заслуженный пилот СССР,
бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов
.
— Потому что ответной мерой действительно будет прекращение
обслуживания Boeing и Airbus российского парка самолетов. В результате
Россия разом лишится воздушного транспорта.

Наше гражданское
самолетостроение, напомню, разрушалось на протяжении 25 лет. Сейчас
практически все пассажирские авиаперевозки в РФ осуществляются машинами
иностранного производства. Львиная доля этого объема приходится как раз
на Boeing и Airbus. Именно поэтому, на мой взгляд, «титановая война» для
России — шаг поистине катастрофический.

«СП»: — Почему мы не можем эксплуатировать те же «Боинги» самостоятельно?

— Проблема в том, что самолеты требуют соответствующих горюче-смазочных
материалов, регламентной замены узлов, запчастей для ремонта. Мы все это
закупаем на Западе — за большие, замечу, деньги. Мы даже смазочные
авиационные материалы давно перестали производить, даже авиационный
бензин мы — в прошлом великая самолетостроительная держава — закупаем
за рубежом!

Если все это разом исчезнет, как мы сможем
эксплуатировать иностранную авиатехнику? Там более, в авиации мелочей
не бывает, и цена несвоевременного или некачественного техобслуживания —
сотни жизней пассажиров.

Я считаю, в такой ситуации рыпаться
с поставками титана не надо. Нам надо летать на Boeing и Airbus до тех
пор, пока мы не запустим в серию отечественный лайнер МС-21, не поставим
на крыло Sukhoi Superjet 100 и Ил-114. Только тогда мы получим шанс
поиграть мускулами, и попытаться щелкнуть по носу Boeing и Airbus.

«СП»: — Что будет, если зарубежные авиастроители все-таки останутся без российского титана?

— На мой взгляд, катастрофы не случится. Титановую губку и качественные
штамповки делают не только в России, но и в Японии, Европе, и даже
в Китае. Тот же Boeing сменит поставщика титана, плюс, возможно,
несколько поднимет цены на свои машины, поскольку ему придется
скорректировать производственные планы — этим все и кончится.

«СП»: — Если все же Boeing и Airbus попытаются нас

бойкотировать, мы можем ударными темпами восстановить отечественное
гражданское самолетостроение?

— Нет, не можем. Просто потому, что это высокотехнологичная инновационная отрасль. И наше
отставание в ней за короткий срок не наверстать. Разрушать ее, напомню,
начал еще Егор Гайдар. Будучи премьером, он заявил, что
гражданское самолетостроение — это слишком затратное дело для
российской экономики, и что он лично договорился с корпорацией Boeing
о поставках любого количества самолетов любого типа.

Результаты этой политики мы пожинаем сейчас. В 1991 году у нас в гражданской
авиации было 35 тысяч летательных аппаратов, и ни одной машины
иностранного производства. Причем перевозили они около 140 миллионов
человек в год — показатель, который и сегодня выглядит фантастическим.
Но с тех пор отрасль, повторюсь, сильнейшим образом деградировала. И,
конечно, никакую «титановую войну» она не выдержит.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments