illiquidum (illiquidum) wrote,
illiquidum
illiquidum

К тетралогии о василисках

ПРЕДИСЛОВИЕ. Будучи согласен с автором (bohemicus) тетралогии о василисках (начало тетралогии здесь) в отношении важности затрагиваемой им проблемы, не могу согласиться с ним ни в способе, ни с методом её описания. Комментарии, которые я оставил под текстом его публикации показались мне удачными, выходящими за пределы частного мнения, поэтому я решил опубликовать их в моём журнале. Перед чтением комментариев настоятельно рекомендую познакомиться с первоисточником.

Dionis1



ЭПИСОДИЙ ПЕРВЫЙ. Пока не прозвучал эксод этого замечательного во многих отношениях дифирамба...

То, что это дифирамб, призывающий Диониса, - лично у меня не вызывает ни малейшего сомнения, независимо от того имел ли в виду сам автор подобную аллюзию, или нет; пил ли он стаканами «Токайское», или не пил; водил ли он своих читателей за нос, рассказывая им о тонком действии вина, или говорил чистую правду. В конце концов и речь Феодоры, может статься, тоже всего лишь мистификация, своего рода литературный курьёз, а не исторический факт, - что от того? Разве стоит в этом случае игнорировать отнюдь не случайные аналогии (в психическом нет случайностей!), или сомневаться в реальности обнаруженного психического феномена? Какая разница, действительно ли Феодора произнесла бессмертную речь, под влиянием случая и тем спасла Юстиниана от позора на чужбине, или вся история была сплетней и местью (согласитесь, не каждый раз случается, чтобы римского императора в делах власти наставляла бывшая гетера!) талантливых проходимцев римскому императору, разогнавшему неоплатонические рассадники гностических сект? В конце концов важен реальный прецедент, позволяющий говорить о феномене василисков.
Или о... Дионисе...

«Прииде, о Дионис, в твой храм элидский, прииде с харитами в храм твой
священный, исступлённо метая воловьей ногой.»


Говоря о феноменах бессознательного, невозможно обойтись без помощи и благоволения тёмного бога. Дионис проведёт взыскующего адепта по лабиринту подземных психологических сущностей и поведает о тайнах василисков. Опьянение, вызванное Дионисом, туманит сознание, и вот уже идёт рой бессознательных фантазий и образов... Что может быть выше божественных откровений благоволящего божества?.. Ведь это somnia a Deo missa (сны, ниспосланные Богом). И что может пробудить от божественных снов? Разве что крик петуха, возвещающего рассвет нигилизма: "ratio превыше всего!"
Но я отвлёкся.
Итак, Феодора. Что можно сказать об этой женщине на основании её (мнимой, или реальной) речи? В восклицании «Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой!» ясно усматривается ориентация на внешние объекты. Это означает, что власть не является внутренней идеей Феодоры. Власть для неё — сугубо внешний атрибут, внешним образом определяющий её жизнь. Между тем нам внушают мысль, что внутренней движущей силой Феодоры является как раз воля к власти. И это странно. Компенсирующей психологической противоположностью воли к власти является любовь (Адлер). Там, где царствует любовь, воля к власти отсутствует, и где правит власть, там нет места любви. Одно есть тень другого. Если в сознании человека доминирует стремление к власти, значит любовь вытесняется в его бессознательное. Чувства такого человека архаичны и грубы. Но если Феодора действительно была женщиной с архаическими, грубыми чувствами, то что тогда привлекло в ней Юстиниана? Не склонны же мы в самом деле считать, что император, действительно умевший распорядиться властью, захотел иметь в качестве жены своего властного двойника? Каждый день созерцать себя в двух экземплярах, один из которых — женщина?!.. Что-то явно не вяжется в истории о Феодоре... У властителя жена должна быть его компенсирующим началом, мягким и кротким, иначе брак не будет долгим. Такая женщина склонна заниматься благотворительными делами и прослывёт миротворницей и заступницей... Святой...
В истории о Феодоре есть важный элемент, который в любом случае нам надо иметь в виду. Тот, кто писал этот отрывок знал, что писал. Этот отрывок бросает тень не только на Юстиниана, но и на Феодору. В самом деле, добродетельная христианка, призывающая к убийству (30 тысяч человек). - у царской четы были влиятельные враги... После смерти Юстиниана его империя распадается...

Dionis2

ЭПИСОДИЙ ВТОРОЙ. Не своим голосом говорит Феодора в «Тайной истории», но голосом вселившегося в неё (литературным способом) василиска. Кем бы ни был автор «Тайной истории», можно с достаточным основанием предположить: это враг Юстиниана и христианской Церкви. Возможно, он принадлежал к одной из гностических сект того времени и имел (косвенное) отношение к мятежу (с языческим названием) «Ника.» Эта гипотеза вполне соответствует исторической канве и объясняет психологические неувязки в «тайной истории» (см. первый эписодий). Кстати говоря, длинная цепь «научных» споров в пользу подлинности «тайной истории» хорошо вписывается в картину борьбы против христианской Церкви... Ниточка тянется из глубокого прошлого в настоящее... Сегодня современный космополит, "ratio" которого превратилось в пустой, яркий, высоко летящий воздушный шар, может позволить себе сказать: «Святая Феодора - это психопат». Заодно он умудряется продекларировать свою принадлежность к христианской культуре... Какое страшное заблуждение судить о значимых символах человеческой культуры с инопланетной высоты космополитизма, потеряв почву под ногами! От высоты начинает кружиться голова. Кажется, что приобщаешься к сонму богов... Но это только дионисийское опьянение...
Когда известный на Западе психиатр подводит к тому, что психопатом является апостол Павел, впору спросить, а не пора ли лечить самого психиатра? Не имеет значения ни его авторитет в медицине, ни его имя, ибо он (как преступник) поднимает руку на миф, лежащий в основании христианской цивилизации. Мне легко это говорить, потому что Россия — не Европа. Западная культура глубоко больна. Сегодня это уже видно невооружённым глазом. Последние политические события и новые «культурные» ориентиры западного мира дают достаточно оснований так говорить. За примерами недалеко ходить. Знаете, что поражает в книге Роберта Д. Хаэра «Лишённые совести. Пугающий мир психопатов»? Презентация предмета обсуждения при полном сущностном его отсутствии. В этой книге читателя знакомят с вереницей леденящих душу историй, не говоря ни слова ни о сущности, ни о природе психопатии. В результате психопатия предстаёт в виде ускользающей, жуткой, непостижимой реальности без плоти, наподобие хищной тени без тела. Осознанно, или нет, но автор мистифицирует читателя. Утверждая, что психопата трудно отличить от нормального человека, автор фактически внушает, что психопатом может оказаться каждый встречный. Затем читателя знакомят с формальной техникой распознания патологической личности. Но к чему ведёт такая формальная техника без понимания сущности явления? Если автор хочет породить в общественном сознании фобии и посеять недоверие между людьми, то он достигает этой цели. Представьте общество, пронизанное страхом, где каждый изначально подозревает другого в патологических наклонностях к насилию и убийству, поскольку (из страха) не доверяет никому. Это рай для преступников. В таком обществе люди оказываются беспомощными, бесконечно одинокими невротиками... Жертвенными козлами1...

"Козья вина такова, что у всех алтарей убивают
Вакху козла..."


Это дионисийская мистерия... Осознанно, нет ли, но автор книги «Лишённые совести» приобщается к этой мистерии. Он становится жрецом культа Диониса, предающим на заклание им же подготовленных жертвенных козлов, - одиноких и беззащитных индивидуумов-невротиков. Преступник оказывается незаменимым лицом, исполняющим священный обряд жертвоприношения, а психиатр - сообщником убийцы. Своим общественным положением, своей известностью, своим карьерным ростом, наконец, Роберт Д. Хаэр обязан феномену, с которым призван бороться, но которому парадоксальным образом начинает служить. Как странно всё извращается! Каждый участник мистерии предстаёт в ней совершенно иной персоной, чем в «реальной» жизни. Все пьяны, и никто не замечает, как и в каком действе участвует.

"Игры ведут с неискусным стихом, несдержанным смехом,
Странные хари надев из долблёной коры, призывают,
Вакх, тебя и поют..."


__________________________________________________
1. На праздниках в честь Диониса в жертву приносили козлов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments