illiquidum (illiquidum) wrote,
illiquidum
illiquidum

Categories:

Словарь психологических терминов

  1. А́нима — термин, введённый Юнгом для обозначения архетипического образа женщины в бессознательном мужчины.

  1. Архетип — центральное понятие аналитической психологии. Архетип — способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. Согласно К. Юнгу, архетип представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несёт на себе архетипический отпечаток.

  1. Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение, объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам. В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребёнком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, подпороговом восприятии (см. Субсенсорное восприятие), непроизвольном запоминании и т. д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью.

  1. Вытесне́ние один из механизмов психологической защиты. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде мотивированного забывания или игнорирования. Первым вытеснение описал Зигмунд Фрейд, считавший его основным механизмом формирования бессознательного. По его словам, «судьба импульса влечения может быть определена так, что он наталкивается на сопротивление, которое хочет сделать его недейственным. Тогда при определённых условиях он приходит в состояние вытеснения». Как защитный механизм, вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Удалённые из сознания, эти элементы, однако, не пропадают из памяти (человек легко вспоминает их под гипнозом) и не перестают влиять на поведение человека и его сны.

  2. Имагопонятие, используемое для установления отличия объективной реальности того или иного субъекта или предмета от субъективного восприятия его значения."Известно, что образ объекта, находящийся в нашей психике, никогда не бывает абсолютно равным самому объекту, а самое большее лишь похожим на него. Поэтому при аналитическом разборе бессознательных продуктов важно, чтобы имаго отнюдь не отождествлялось без оговорок с объектом, а, скорее, понималось как образ субъективного отношения к объекту. Термин имаго введен Юнгом в 1911-1912 гг. Имаго-образы являются следствием комбинации личностного переживания и архетипических образов в коллективном бессознательном. Как и все прочее в бессознательном, они переживаются в спроецированном виде, в частности образы родителей возникают не из непосредственного специфического опыта восприятия родителей, а основываются на бессознательных фантазиях или вытекают из действия архетипа.Чем более ограниченным оказывается поле человеческого сознания, тем более многочисленными становятся бессознательные содержания (имаго), которые окружают его в виде квазивнешних видений и необычных явлений либо в форме духов, либо магических сил, спроецированных на живых людей (магов, ведьм, и т. д.)

  3. Инфляция — психическое состояние, в котором человек испытывает нереально высокое (мания величия), либо нереально низкое (депрессия) чувство своей идентичности; преувеличенное ощущение своей важности, которое часто компенсируется чувством неполноценности. Дезориентация, сопровождаемая либо чувством огромной значимости и уникальности, либо, наоборот, ощущением своей никчёмности и незначительности. Выход личности за пределы своих собственных границ за счёт идентификации с персоной или (в патологических случаях) с конкретной исторической или религиозной фигурой. "Сознание в состоянии инфляции всегда эгоцентрично и не способно осознавать ничего, кроме собственного существования. Оно неспособно учиться у прошлого, неспособно понимать происходящее сейчас и неспособно делать правильные заключения относительно будущего. Оно загипнотизировано самим собой, и поэтому с ним бесполезно спорить. Оно неизбежно обрекает себя на бедствия и катастрофу, приводящие, в конечном итоге, к своему собственному уничтожению. Инфляция есть регрессия сознания в бессознательное. Это случается всегда, когда сознание берет на себя слишком много бессознательных содержаний и утрачивает способность к различению, без чего собственно (sine qua non) сознания и нет". Всегда опасна инфляция Эго, достигающая уровня, на котором Эго начинает отождествлять себя с Самостью.

  4. Компенса́ция защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных или воображаемых недостатков. Обычно компенсация проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности «компенсирующей» недостатки человека. Этим термином обозначатся также противоположность данному психологическому содержанию.

  5. Комплекс — понятие, обозначающее формирующуюся в бессознательном (или вытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека. Комплекс несёт в себе определённую энергию и образует как бы отдельную маленькую личность. Отдельные комплексы, образуя вкупе целостную структуру психики индивида, являются сравнительно автономными группами ассоциаций, имеющих тенденцию жить своей собственной жизнью независимо от сознательных намерений этого индивида. Комплексы могут быть бессознательными, но они могут и осознаваться и, по крайней мере, частично разрешаться. С точки зрения Юнга, комплекс, помещаясь в бессознательной части структуры психики, представляет собой совершенно нормальное явление. Любой комплекс имеет элементы, связанные с личным и коллективным бессознательным.

  1. Комплекс Эдипа — понятие, введённое З.Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение мальчика к матери и враждебное побуждение к отцу. Для девочки имеет место комплекс Электры.

  1. Констелляция — термин выражает тот факт, что внешняя ситуация высвобождает психический процесс, в котором определённые содержания скапливаются вместе и готовятся к действию. Когда мы говорим, что тот или иной комплекс "констеллирован", то имеем в виду, что он пришёл в активное состояние, когда от него следует ожидать вполне определённую реакцию.

  1. Либидо — в аналитической психологии термин, означающий психическую энергию.

  2. Невро́з — собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.

  3. Проекция процесс осознанного или бессознательного перенесения субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта.

  4. Регре́ссия — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность. В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства из нас в детстве, мы, порой, бессознательно используем, на первый взгляд, парадоксальный способ защиты от неприятностей — начинаем проявлять детские, не адаптивные черты характера и модели поведения. Зачастую это приводит к тому, что окружающие начинают защищать «беззащитного ребёнка»; регрессия может срабатывать даже тогда, когда рядом попросту никого нет.

  5. Самость — архетип целостности и полноты возможного развития личности; регулирующий центр психического. Самость как объединяющий принцип в области человеческой психики занимает центральное место в управлении психической жизнью.

  6. Сублимация — психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Сублимация рассматривается как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению.

  1. Фо́бия иррациональный неконтролируемый страх или устойчивые проявления различных страхов. В психиатрии фобией принято называть патологически повышенное проявление реакции страха на тот или иной раздражитель. Фобия — это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определённых объектов, видов деятельности или ситуаций.

  2. Эго —психический комплекс, возникший из бессознательного под влиянием опасностей внешнего мира. Эго черпает свою энергию в бессознательных инстинктах и влечениях, выполняя в то же время наблюдение за внешним миром, формируя его правильный образ и удаляя из этой картины добавления и искажения, идущие от внутренних источников возбуждения. В результате инстинктивные влечения заменяются более надёжным принципом реальности.

Вернуться
Tags: Психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments