illiquidum (illiquidum) wrote,
illiquidum
illiquidum

О психологическом основании философских гипотез. Часть 3.





Впечатляет фактическое тождество пяти гипотез открытого платонизма с исторической картиной развития psyche, данной К.Юнгом. Столь полное соответствие между историей psyche и названными гипотезами трудно назвать случайным. Что же лежит в основе этого совпадения?

Прежде всего, конечно, следует понимать, что К.Юнг был знаком с трудами средневе­ковых неоплатоников и алхимиков. В частности, в [8] упоминается о харранитовском «Трактате о Платоновой тетралогии», латинское название которого: «Liber Platonis quartorum». Её автор установил четыре ряда соответствий, каждое содержащее по четыре «книги» «в помощь исследователю»:


I

II

III

IV

1. De opere naturalium (О работе с природными вещами)

Elementum aquae1

1. Naturae compositae (Смешение образов, сущностей)

1. Sensus (Чувства)

2. Exaltatio divisionis naturae (Акцент на /или экзальтации — разделении природы)

2. Elementum terrae2

2. Naturae discretae (Различение образов сущностей)

3. Discreptio intellectualis (Интеллектуальное различение)

3. Exaltatio animae (Акцент на/или экзальтации — душе.)

3. Elementum aeris3

3. Simplicia

3. Ratio (Разум)

4. Exaltatio intellectualis (Акцент на/или экзальтации — разделении интеллекта)

4. Elementum ignis4

4. Aetheris simplicioris (Вещи, относящиеся к истинному эфиру)

4. Res quam concludunt hi effectus pracedentes (Состояния, включающие предшествующие действия)



Таблица 1

Речь идёт об opus magnum, тайном Делании алхимиков, целью которого было получение lapis philosophorum. Четыре элемента символизируют собой четыре стихии, последовательное приобщение к которым ведёт алхимика к высокой цели. Не будет лишним сопоставить эту таблицу с диаграммами 1 и 2. Поскольку речь идёт именно о Делании (то есть о процессе, а не о результате), то строки таблицы (числом 4) естественно отвечают переходам от предшествующего уровня к следующему (тоже числом 4) между соседними стадиями развития psyche5. Эта таблица совершенно соответствует диаграммам 1, 2.
          Конечно, формулируя свою версию истории развития psyche, К.Юнг опирался на тру­ды средневековых алхимиков, наука которых испытала явное влияние неоплатонизма.6 Он интерпретировал интуитивные истины алхимиков с точки зрения психологии и увидел в стадиях opus magnum реализацию жизненного принципа psyche. В этом смысле не стоит удивляться тому совпадению, которое возникает при совмещении истории психического, как его видит К.Юнг и неоплатонического логоса. Удивительное заключается в естествен­ности и простоте гипотез К.Юнга. Кроме того, его гипотезы хорошо обоснованы.
         Вернёмся к диаграмме
1. Пять гипотез являются результатом проекции бессознатель­ного, но не следует думать, что гипотезы служат лишь бессознательным отражением исто­рического пути развития psyche7, поскольку трансформация психики в свою очередь обу­словлена некоторым внеположенным сознанию психическим фактором. Речь идёт о психи­ческом факторе, названном К.Юнгом архетипом. Гипотеза об архетипе нашла своё под­тверждение в психотерапевтической практике и сравнительной мифологии. «Архетип в себе есть некий не представимый наглядно фактор, некая диспозиция, которая в некоторый мо­мент развития человеческого духа приходит в действие, начиная выстраивать материал со­знания в определённые фигуры. Где бы он ни появлялся, он обладает неодолимой, прину­ждающей силой, идущей из бессознательного, и там, где действие архетипа осознаётся, его отличительной чертой является нуминозность. Мы никогда не имеем дело с какой-то вы­думкой...» [9]. История psyche в значительной степени обусловлена проявлением архетипов, действующих в глубинах психики, и в этом смысле является их развёрнутой во времени и пространстве исторической проекцией. Дерево смыслов (диаграмма 1) является иероглифом этого внутреннего психического процесса, его иерархически организованным логосом, направленным на преобразование человека.
         В современной психологии принято представление, согласно которому онтогенез в основных своих чертах повторяет филогенез. В своём индивидуальном развитии человек проходит все стадии развития человечества: рождаясь существом бессознательным, он 1) обретает способность идентифицировать себя, потом 2) начинает различать хорошее и дурное, постепенно 3) научается использовать свой ум и 4) устремляется к высотам смысла в поисках своей чело­веческой целостности8. Главным итогом этого иерархически организованного процесса развития является сам человек, рассматриваемый во всей полноте его жизни. Четырём ступеням онтогенеза psyche в алхимии символически соответствует приобщение к одной из четырёх стихий: воды, земли, воздуха и огня. «Четыре суть элемента, что в наилучшей пропорции составляют философского человека, то есть совершенный эликсир человеческий [10]. Таким образом, диаграмма 1 является ничем иным как сакральным символом человека.9
                Мы воспринимаем явления на уровне перцепции, сознаём их на уровне апперцепции.
Всё психически проявленное многообразие мира во всей его целостности является полем со­знания. Центром и субъектом всех актов сознания является комплекс эго, иначе «я». «Теоре­тически зафиксировать границы поля сознания нельзя, поскольку оно может расширяться безгранично. Но эмпирически его границы всегда задаются областью неизвестного. Последнее состоит из всего того, о чём нет знания, и что, следовательно, никак не соотносится с «я» как центом поля сознания. Неизвестное делится на две группы объектов: чувственно воспринимаемые внешние явления и непосредственно переживаемые внутренние факторы. Первая группа репрезентирует неизвестное как окружающий мир, вторая — как мир внутренний. Сфера этого последнего и называется бессознательным.» [7]. Всё неизвестное выступает в отношении сознания в качестве иного. Психически проявленное иное, пребывающее в поле сознания, является репрезентацией единого и иного, выступая в виде тождества того и другого в рамках психического. Иное, манифестирующее себя как внешний мир, в лучшем случае может рассматриваться сознанием как некоторая проблема, подлежащая решению, но не как противоположное сознанию явление. В качестве противоположности сознанию выступает бессознательное: его деятельность организована таким образом, чтобы препятствовать сознанию в его односторонних установках. Поэтому если сознание выступает в категории единого, то именно бессознательное должно быть квалифицировано как многое. Такая точка зрения не противоречит представлению о бессознательном. Бессознательное — это prima materia психического, сотканное из противоречий, само себя порождающее и уничтожающее бытие. Его символ — змея, пожирающая свой хвост. Это море смысла, рождающее из своих глубин древние образы. Там, в глубинах psyche, на границе сознания бьётся та тонкая изменчивая линия, которая служит живым источником становления человека.

              Ситуация сознания и бессознательного служит содержательной иллюстрацией общего принципа взаимодействия единого и многого.10 Будучи противоположностями, они составляют  целостность  психики.   В каждый момент сознание констатирует своё единство, но  при этом изменяется. Не  являясь самотождественным, сознание сохраняет своё единство.  Следовательно, единство сознания, его   έ΄ν,   является не сущностью (essentia), но модусом (modus)11. То же касается и πολλά. Поэтому можно предположить, что на диаграмме 1 έ΄ν и πολλά это модусы явлений как они существуют в психическом.





ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ                                                                                                                                                           ВЕРНУТЬСЯ К ПРЕДЫДУЩЕЙ ЧАСТИ
________________________________________


1   Первичная материя, стихия воды (лат.)

2   Первичная материя, стихия земли (лат.)

3   Первичная материя, стихия воздуха (лат.)

4   Первичная материя, стихия огня (лат.)

5   Или промежуткам между гипотезами. Эти промежутки отмечены вертикальными отрезками.

6    Впрочем, здесь скорее уместно говорить о взаимопроникновении и взаимном влиянии христианства, алхимии и неоплатонизма.

7   Хотя в известной степени это, видимо, так.

8   Если в наше время стремление к высоким целям выглядит нелепо, тем хуже для нашего времени.

9   Недаром дерево — символ человека.

10 Это ситуация, когда частный случай по существу равен всей теории.

11 Способ существования.





ИСТОЧНИКИ





8.    Юнг К.Г. Психология и алхимия


9.    Юнг К.Г. Ответ Иову. Канон+, ОИ «Реабилитация», М.:2001, С 384

10    Юнг К.Г. Философское древо.
Tags: А.Г.Дугин, К.Г.Юнг, Психология, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments