illiquidum (illiquidum) wrote,
illiquidum
illiquidum

О психологическом основании философских гипотез. Часть 2.


Мировое древо1 воплощает в себе не только смысловую иерархию, но и временные координаты. В русской загадке: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда» и т.д. говорится о годе, 12 месяцах, 4 неделях и т.д. Иногда дерево представляется перевёрнутым корнями вверх. [5] Подобно тому, как в водной глади водоёма отражённое дерево предстаёт перевёрнутым, миру идеальных образов соответствует реальный исторический мир человека, отражённый в зеркале сознания: пяти онтологическим гипотезам открытого платонизма зеркально симметричны пять этапов развития психики человека [6]:

1. Бессознательное существование (поклонение природным божествам, царство πολλά );
2. Выделение сознания из бездны бессознательного (расщепление природного божества на дух и природный феномен, переход к πολλά καί έ΄ν);
3. Возвышение «эго» до уровня духовного принципа, возникновение морали (появ­ление верховных богов, этап έ΄ν καί πολλά);
4. Гипертрофия рационального (отрицание реальности мифа, έ΄ν πολλά);
5. Осознание психологической целостности (возвращение к мифу, έ΄ν).

1.  Сознание представляет собой концентрированное выражение человеческой индиви­дуальности и в отношении природы и коллективному началу выступает в модусе единого во многом. Начальный этап существования человека был бессознательным; человек не выде­лял себя из природы и племени ему подобных. Поэтому этот первоначальный этап суще­ствования человеческой psyche можно рассматривать в рамках термина πολλά (диаграмма 2). Бессознательное существование находило своё символическое выражение в тождестве духа и природного феномена. «Изначальное явление, как оно предстаёт перед нами, было ни что иное, как чистое tremendum (нечто, внушающее трепет), в моральном отношении безразличное.» Всё жило и говорило. Дерево и его душа составляли одно, и голос,исходивший от него, не был голосом соблазна: человек не знал ни добра, ни зла, и душу его не тяготила вина.

Онтологические гипотезы
открытого платонизма

1.                                           έ΄ν                                               

2.                                      έ΄ν πολλά                                            

    3.                                   έ΄ν καί πολλά                                            

            4.                                  πολλά καί έ΄ν                                                   

Сознание                    5.                                 πολλά                                                                            Модусы

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Psyche                           1.                                       πολλά                                                                    Явления
|
2.                                  πολλά καί έ΄ν                                     

|
            3.                                  έ΄ν καί πολλά                                          
|
4.                                     έ΄ν πολλά                                              

|
           5.                                            έ΄ν                                                             

Этапы исторического       
развития psyche

Диаграмма 2.         



2.  «Вторичное явление предполагает различение духа и природного феномена, и это означает раскол человека и природы. Этот раскол был необходимой стадией инициации. Че­ловек провёл различие между индифферентным природным феноменом (деревом) и спроецированным в него бессознательным содержанием (духом), совершив тем самым акт просвещения.» Возникновение сознания (второй этап, πολλά καί έ΄ν) явилось результатом оппозиции восходящего в своём развитии эго инаковости природы и первобытного племе­ни. Без этой оппозиции не могло состояться дальнейшей дифференциации психики челове­ка. Процесс развития сознания усеян противоречиями, конфликтами и страданиями. Племя выступало источником репрессий в отношении индивидуального начала. На этом пути ро­ждаются разного рода табу и наказания. Но носители более выраженной индивидуальности отличались большей приспособляемостью по сравнению с другими соплеменниками, поэто­му в известный момент их роль внутри первобытного племени усиливается. Возникает во­прос о компромиссе. Союз καί может рассматриваться как знак компромисса и примире­ния между компонентами оппозиции при сохранении status quo. Конечно, всё это имело и свою психологическую глубину, потому что становление человека и развитие его сознания на ранних стадиях были внутренне противоречивым явлением и переживались как измена своей природе, как вина.

3.   Но назад уже не было пути, и дух, звавший человека назад из ветвей дерева, был опознан как злой. Дальнейшее развитие сознания символизируется одухотворением принципа эго и проявлением индивидуальности на уровне духовных явлений, что находит своё подтверждение в возникновении верховных богов. Этот этап связан с изменением внутриплеменного статуса тех представителей племени, которые, являясь носителями более выраженной индивидуальности, стали претендовать на роль вождей. Поэтому инверсия терминов πολλά и έ΄ν с сохранением союза καί при переходе от второй онтологической гипотезы к третьей выглядит совершенно естественной. Эта инверсия отвечает смене парадигмы, определяющей иерархию ценностей в отношении сознания и бессознательного, индивидуального и коллективного, единого и многого. При этом достигается новый компромисс, который вновь обозначается союзом καί.

4.
Далее тенденция просвещения набирает силу, достигая своего крайнего выражения в рационализме Нового времени, когда «единое» (έ΄ν, сознание) манифестирует себя как «еди­ное множество» (έ΄ν πολλά), как разум, подчиняющий себе природу. Но выделяя себя из природы, разум отделил от себя свою архаическую часть, утратив язык мифа, язык бессо­знательного. Дикарь вообще ничего не видел и не слышал, а просто галлюцинировал, ему только мерещилось, будто из ветвей дерева ему слышалось нечто, - таков был вердикт про­свещённого человека. Человек начал с изгнания духов обитавших в ручьях и деревьях, а за­кончил Богом. Бог был изгнан из мира, подобно Адаму из рая, - зеркальная до комичности сцена! Человек узурпировал прерогативы Бога и провозгласил себя единственным Творцом и Великим Художником. Но, дерзнув быть Богом, человек сделался лишь Демиургом. Утра­тив высоту, человек потерял чувство зазора между бытием и существованием. Сознание че­ловека лишило бессознательное реальности и потеряло над ним контроль. Энергия бессо­знательного, находившая прежде выход в религии, стала накапливаться в его глубинах, что привело к спонтанным выплескам энергии бессознательного в виде массовых социальных потрясений под знаком язычества.

5.
«На пятой ступени своего развития сознание nolens volens вынужденное рассматри­вать вещи «квинтэссенциально», приходит в изумление от того циклического обращения из­начального чуда в бессмысленный самообман, от этого змея, кусающего собственный хвост, и вопрошает, как тот мальчишка, навравший отцу с три короба о бродивших по лесу шести­десяти оленях: «А что же так шумело в лесу?» Сознание вынуждено признать, что что-то всё же произошло. Размышление над случившимся приводит сознание к реабилитации бессознательного, а вместе с ним и духа, притом злого духа. Вместе с этим и различие меж­ду добром и злом вдруг перестаёт быть устаревшим и вновь становится в высшей степени актуальным.» Так вновь вырастает дерево смыслов, вершина которого купается в бездонном небе, а корни уходят в бездонную тьму. Но это лишь ставит вопрос о целостности челове­ка, о самости2 (Selbst). Комментируя понятие самости, К.Юнг пишет: «Речь идёт о той неописуемой целостности, что слагается из сознательных и бессознательных психических процессов. Эту объективную целостность в противоположность субъективности психики, ориентированной на «я», я и назвал самостью. Самость, стало быть, имеет прямое соответствие идее Антропоса.» [7]

Хотя бессознательное сегодня сознаётся как экзистенция, по своей реальности не усту­пающая никакой другой, его понимание является проблемой. Таким образом, бытие психи­ки развёртывается между двумя открытыми проблемами, далеко выходящими за пределы человека: бессознательного и самости3.





ПРОДОЛЖЕНИЕ                                                                                                                                                                     ВЕРНУТЬСЯ К НАЧАЛУ
________________________________________

1   Древо познания добра и зла в Эдеме является его разновидностью.

2   Самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершённое выражение этой роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью... [2]

3    Единое, расходясь с собой, сходится...

ИСТОЧНИКИ


5.    Мировое древо


6.      Юнг К.Г.    Дух Меркурий.

7.    Юнг К.Г.    Эон
Tags: А.Г.Дугин, К.Г.Юнг, Психология, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments