illiquidum (illiquidum) wrote,
illiquidum
illiquidum

Category:

Ренессанс. Часть II.




Но Китай и Европа — не единственные страны, в которых проявились ренессансные тенденции. В VIII в. в странах ислама растёт интерес к наукам, происходит интенсивный перевод индийской и греческой научной литературы на арабский. В арабский лексикон входят новые слова - фальсафа ("философия"), файлясуф (философ), суфиста'ийа (софистика) и т.д. Но настоящий расцвет арабо-мусульманской науки и философии начался в IX веке в халифате Аббасидов при правлении аль-Мамуна (813-833) Он основал в Багдаде Дом мудрости (куда по его повелению поступали все древние книги научного характера) и две астрономические обсерватории, в Дамаске и Багдаде. В этот период здесь работают выдающиеся математики и астрономы Мухаммад ал-Хорезми (ок. 783- ок. 850, основатель алгебры) и Абу ибн Абдаллах аль-Марвази (770-870, им открыт итерационный способ решения трансцендентных алгебраических уравнений). Арабским астрономам этого периода удаётся полностью овладеть математическим аппаратом греческой астрономии, включая теорию Птолемея. Им же принадлежит открытие изменения наклона эклиптики к экватору. Античное наследие, представленное прежде всего такими именами, как Аристотель и Платон (по-арабски Аристуталис и Ифлятун), дало мощный импульс к развитию рационализма в мусульманском мире. В X веке завершается изгнание арабов из Средней Азии и Ирана. Это приводит к пробуждению персидско-таджикской словесности после "веков молчания". Культивируется язык западных и восточных иранцев - фарси. Набирают силу гуманистические и демократические идеи, основы ислама подвергаются рациональной критике. Философские школы Багдада породили целую плеяду вольнодумцев, пришедших через рационализм к атеизму. В числе них ар-Рази (865— 925/934), иранский учёный-энциклопедист, врач и философ. Ар-Рази выступал против аскетизма, призывал к активной общественной жизни, считая образцом Сократа. Он резко критиковал все существовавшие в его время религии. Ему принадлежит антиклерикальный трактат "Машарик ак-анбийа", который лёг, возможно, в основу известного латинского памфлета "О трёх обманщиках", имевшего хождение в Европе в XVI веке. Другим волнодумцем стал перипатетик аль-Фараби (870-950). Он систематизировал идеи Аристотеля и Платона, превратив их учение в некую общественно-политическую доктрину, своего рода социальную утопию, основанную на приоритете разума. Подверг прямой критике положения ислама и других религий о загробной жизни и посмертном воздаянии. «Проповедники утверждают, - пишет аль-Фараби, - что если человек откажется от благ этой жизни, то будет вознаграждён великими благами после смерти; но это - уловки тех, кто не может взять миром или захватить силой эти блага, поэтому они и пугают людей, чтобы заполучить блага, от которых люди сами откажутся под влиянием подобных проповедей.» Естественно, что подобные тенденции не могли остаться без внимания со стороны правителей и улемов (сословие мусульманских богословов и законоведов, занимающее посты судей и юристконсультов в странах ислама). Реакция последовала в форме суфизма — исламского религиозного мистицизма, восходящего в своих основах к древним экстатическим религиям и модернизированного в X в. идеями неоплатонизма. Под знаком суфизма произошло объединение всех традиционных сил ислама против еретиков. Многие из исламских мыслителей-рационалистов подверглись гонениям. Иные были казнены. [6] Репрессии распространились и на умеренных в своих высказываниях учёных. К их числу принадлежал знаменитый персидский учёный Абу Али ибн Сина (980-1037), восточный перипатетик, известный в средневековой Европе под именем Авиценны. Он прославился своей медицинской практикой. Его энциклопедический труд "Канон врачебной науки", в котором осмыслены достижения античных медиков (Гиппократа, Галена), оказал заметное влияние на европейскую медицинскую науку. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. (!) Они же портят воду, передают болезнь. Он первый обратил внимание на заразность оспы, описал проказу, изучил ряд других заболеваний. В психологии ему принадлежит открытие четырёх типов темперамента, в области химии он предложил процесс перегонки эфирных масел, производства соляной, серной и азотной кислот, гидроксидов калия и натрия, сочинял музыку, стихи и занимался астрономией. В его философских сочинениях ощущается влияние не только Аристотеля, но и стоиков и неоплатоников. Гонениям со стороны исламской ортодоксии подвергся и другой известный учёный, ибн Рушд (Аверроэс). Он был проклят и сослан, труды его были сожжены. Исследователем, имевшим интересы буквально во всех современных ему науках, является хорезмский учёный Абу Рейхан аль-Бируни (973-1048). Его перу принадлежат труды по хронологии, этнографии, астрономии, фармакологии (сочинение «Фармакогнозия»), минералогии. Аль-Бируни был последовательным сторонником экспериментального подтверждения научных фактов. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места», а также их аргументацию против существования пустоты. Имел более 45 работ по астрономии. Другое великое имя Восточного Превозрождения - Омар Хайам (1048-1131). В Европе Хайам известен прежде всего как автор философской лирики. Его рубаи, с их интеллектуально-ироничным отношением к мистике, переживаниями по поводу быстротечности жизни, эстетическим эпикурейством, являются образцами восточной гуманистичекой литературы. Но мало, кто знает, что Омар Хайам в течение 22 лет возглавлял Исфаханскую обсерваторию при дворе Малик-шаха в Исфахане, составил астрономические "Таблицы Малик-шаха" и на их основе разработал календарь ("Малик-шахово летоисчисление) - более точный, нежели Григорианский, принятый в Европе в XVI веке. Большую роль в истории науки сыграла обсерватория в Мараге (Иран), основанная в 1261 г. астрономом, математиком, философом и теологом Насир ад-Дином ат-Туси (1201-1274). Средства на её строительство выделил монгольский хан Хулагу, при дворе которого одно время в качестве астролога работал ат-Туси. Существует вполне обоснованное мнение, что при построении гелиоцентрической системы солнечной системы Коперник опирался на труды, составляющие часть т.н. «марагинской революции» — свод трудов восточных астрономов, работавших при обсерватории в Мараге. По примеру Марагинской обсерватории была построена обсерватория в Самарканде, основанная в 1420 г. Улугбеком, правителем государства Мавераннахр и позднее всей державы Тимуридов, который сам был известным астрономом. Главным инструментом Самаркандской обсерватории был гигантский квадрант (или, возможно, секстант) радиусом более 40 метров. Последней из великих обсерваторий стран ислама была обсерватория в Стамбуле, основанная в 1577 г. астрономом Таки ад-Дином (1526-1585). Для астрономических наблюдений там использовались практически те же инструменты, что и в обсерватории Тихо Браге (1546-1601). Но уже в 1580г. она была разрушена. Формальным поводом послужил неудачный астрологический прогноз Таки ад-Дина, но основной причиной, вероятно, было требование главы турецких мусульман, полагавшего занятия наукой вредными для правоверных. [7] Наука в исламских станах развивалась вплоть до середины XVI века, после чего начался застой, причины которого следует искать в слабой институализации светских наук в исламском обществе.

Таким образом, в целом можно говорить о Ренессансе как о культурном явлении мирового масштаба. Восточный и Западный Ренессанс корректно рассматривать с единой общей точки зрения в контексте взаимного влияния культур Востока и Запада. Исторически неопровержим факт, что многие достижения Востока были переданы западному миру через народы и страны на юге Востока. Многие классические работы греческих мыслителей стали известны средневековым европейцам в латинских переводах с арабского, как, например, «Начала» Евклида, или «Альмагест» Птолемея. Труды аль-Хорезми, Авиценны, Аверроэса оказали влияние на европейскую мысль. Если вычленить то общее, что присуще Ренессансу как общемировому явлению, то получится следующее [4]:

1) имеется широкое, везде одинаковое, равное и свободное чувство человечности;

2) наличествует освобождение человеческого разума от жёстких догм, что способствует использованию свободной светской мистики и свободному рациональному поиску истины;

3) вопреки ближайшим средневековым авторитетам используется опора на древние авторитеты.

И всё же следует признать, что Возрождение в Китае и на Востоке далеко не достигло в своём развитии уровня Возрождения Запада позднего времени . Возникает вопрос: почему? Отвечать на этот вопрос можно по-разному, но в любом случае нельзя игнорировать бо'льшую традиционность Востока и Китая по сравнению с Европой, и, как следствие, бо'льший консерватизм в области как религиозной так и светской морали. Это верно по крайней мере в отношении стран ислама.



На протяжении всего Средневековья «древние науки» были под подозрением со стороны ортодоксальных исламских богословов. Наиболее известный и очень влиятельный теолог-суфий, Абу хамад ал-Газали (1058—1111) утверждал, что точность и надёжность математических доказательств могут привести малосведущего человека к мысли, что религия основана на менее надёжном основании, чем наука, и далее: «По нашему мнению, связь между тем, что обычно представляется причиной и что обычно представляется следствием не необходима. Их связь имеет место из-за предопределения Бога, который создал их бок о бок, а не вследствие необходимости их собственной природы. Наоборот, во власти божественной силы создать насыщение без еды, вызвать смерть без обезглавливания, продлить жизнь после обезглавливания, и это относится ко всем связанным вещам.» Ретроградность этих суждений очевидна. Разрушение обсерватории в Стамбуле в XVI в. стоит в ряду тех же явлений. Между тем, в Европе обновление постоянно поддерживалось на самом высоком уровне. Об этом свидетельствует деятельность Карла Великого или дома Медичи, об этом говорит и пример кардинала Николая Кузанского.

        Неоспоримо, что на формирование Ренессанса сильное влияние оказал неоплатонизм. Неоплатонизмом пронизаны почти все творения деятелей той эпохи. Но нигде имя Платона не превозносится так, как во Флоренции второй половины XV в. Почитание Платона было здесь превращено почти в религиозный культ. Перед его бюстом ставились лампады, и, собственно, он почитался наряду с Христом. Расцвет неоплатонизма во Флоренции связан с деятельностью Флорентийской академии (1459-1470), учреждённой при Козимо Медичи. Самый блестящий период существования академии приходится на правление Лоренцо Медичи, по словам которого «без платоновской дисциплины никто не может стать ни хорошим гражданином, ни опытным в христианском учении.» В это время академией руководит Марсилио Фичино. Фичино не был гуманистом, не был оратором, не был он и профессором. Он был духовным лицом, просвещённым, богословом-платоником. За 10 лет своей блестящей деятельности он перевёл на латынь сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пелла, «Ареопагитик», сделав их достоянием европейской философии. Но развитие никогда не бывает линейным. Сначала заговор Пицци (1478), затем социальные и религиозные волнения во Флоренции, революция 1494 г., гибель Савонаролы, от проповедей которого академики ожидали обновления христианского мира, надвигающееся падение Италии — всё это положило конец платоническому движению. Платон начинал казаться «учителем дерзости», а Аристотель - «учителем нечестия»...

Неоплатонизм оказался в центре того, что можно назвать «мифом Ренессанса». Его основополагающий синкретизм, его идеалистическая ориентация, его спекулятивные построения отвечали чувству неудовлетворённости и неспокойности культурной ситуации. Не все умы во Флоренции были увлечены его тенденциями. Но в его интеллектуальном климате были выработаны и отчасти развёрнуты идеи, которые считаются основными идеями эпохи — представление о человеке как о центре мира, об органическом космосе, античности как завершённой цивилизации. Это были точки зрения, способные в корне изменить традиции культуры: и постепенно акцент в ней был перенесён на метафизическую ценность красоты, достоинство поэта и художника, «музыкальный» закон Вселенной, таинственную функцию любви, интерес к символам и даже чувство трудной судьбы исключительной души. [8] В чём же состоит существо Ренессанса? Пожалуй, лучше и короче всего об этом сказал А.Шастель. Сущность Ренессанса он видит не в индивидуализме, не в проблемах, связанных с человеческой личностью и не в светском характере эстетики. Он указывает на образ Великого Художника, который подчиняет себе пространство путём наложения на него разных форм и образов. Это не просто учение о Боге. Ведь то, что Бог творит мир и творит его, между прочим, и художественно, об этом Средневековье знало не хуже Возрождения. Дело заключается в том, что в эпоху Возрождения именно человеческая личность берёт на себя Божественные функции, человеческая личность представляется творческой по преимуществу и только человек мыслится как овладевающий природой [5,9]. Отныне человек становится Творцом и центром Мироздания. Эта мысль получила удивительно ёмкое символическое выражение в «Витрувианском человеке» - известном рисунке Леонардо да Винчи. Но этот символ, односторонне понятый в духе философского имморализма, дал повод говорить, что ренессансный человек бросил вызов Богу, что Бог умер (Ф.Ницше), и что небеса отныне пусты. Эта трактовка возобладала в истории. Последующее развитие европейской цивилизации проходило под знаком отступничества от христианских ценностей. Тем не менее, Высокий Ренессанс не отрицает христианства. «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Cотворение Адама» Микеланджело, «Тайная вечеря» Леонардо, Санта-Мария-делле-Грацие Браманте — тому подтверждение. Великие образы требуют высокой веры. В символическом смысле воплощение Творца в ренессансном человеке не противоречит образу Христа, и это важно, так как не в противопоставлении эпох, но в их синтезе заключается верное понимание пути человечества.

Вернуться

Источники


6.  Философские основы мусульманского мышления
7. Астрономия исламского Средневековья

8.  Chastel A. Marsile Ficin et l'art. Geneve — Lille, 1954.
9.  Chastel A. Le mythede la Renaissance 1422-1520. Geneve, 1969.

Tags: Ренессанс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments