illiquidum (illiquidum) wrote,
illiquidum
illiquidum

Categories:

Современная история с точки зрения теории цивилизаций А.Дж. Тойнби. Россия

Вместо предисловия

В последнее время я был слишком занят, чтобы читать политические новости, и как-то выпал из общего ритма мировых событий. Но, вернувшись к чтению политических новостей, почувствовал, что пора символически последовать Эдипу (выколовшему себе глаза, чтобы не прельщаться ложным зрением) и остановить новостную ленту в моём блоге. Не то чтобы я был против регулярного чтения политических новостей, или их освещения говорящими головами. Отнюдь! Но мне более не хочется хотя бы и косвенно способствовать ложному представлению о том, что путём безудержного заглатывания публикуемых в Интернете материалов можно понять смысл происходящих в мире событий. Понимания происходящего нельзя достичь путём непрекращающегося потребления информации без соответствующей внутренней работы, но можно подменить одно другим. Как человек вообще я стремлюсь понять происходящее в мире, как человек русский я хочу знать, что будет с Россией. Но чтобы предвидеть, куда влечёт нас историческая судьба, нужно знать, в какой точке генезиса мы находимся, нужно иметь систему координат, в которой можно описать наше дальнейшее движение, нужно понимать направление движения. Для этого нужен метод, и я не вижу иного выхода, как вновь вглядеться в зеркало европейской культуры.

У меня в руках томик А. Дж. Тойнби «Исследование истории. Цивилизации во времени и в пространстве». Страница за страницей я пролистываю эту книгу в контексте новейшей истории России и вглядываюсь в современную Россию глазами человека Западного мира. Нужно ли нам, русским, это? Я думаю, это необходимо.

1. Надлом

Двенадцать томов книги А. Дж. Тойнби содержат теоретические положения и выводы, сделанные на основе большого фактического материала.1 Согласно концепции А. Дж. Тойнби любая цивилизация проходит несколько этапов: возникновение, рост, надлом, распад и смерть. В контексте современной истории России нас интересует надлом.

57f-руна+разрушения-0


            Цивилизация растёт, пока управляющее ей творческое меньшинство успешно выполняет свою роль,
и искра, которую оно зажгло, «светит всем в доме». Свет растущей цивилизации излучается вовне, привлекая соседей, и распространяется далее. И хотя цивилизации — относительно редкое достижение человечества, несущая сила их излучения в конечном счёте проникает всюду и воздействует на все без исключения примитивные общества, порождая в них стремление к заимствованию и подражанию2. Рост влияния среди соседей приводит к расширению границ цивилизации. Со временем в цивилизационное пространство на определённых правах входят живущие на периферии лояльные центру народы, способные оказать услуги по защите от нашествий варваров. Характерным признаком растущей цивилизации является её способность справляться с вызовами.

  Но так продолжается не всегда. В конце концов цивилизация сталкивается с вызовами, которые не может преодолеть за счёт имеющихся ресурсов, и тогда вследствие внутренних процессов деградации происходит её надлом. Если с точки зрения психологии исторического субъекта причиной роста цивилизации служит elan (фр. - порыв), то надлом цивилизации непосредственно обусловлен назревающим внутри общества разладом, приводящим к горизонтальному (классовому) расколу на правящее меньшинство и пролетариат (внутренний и внешний). В истории России за последнее столетие можно насчитать два цивилизационных надлома. Один из них произошёл в начале XX-го века. Его следствием стали всеобщая смута и отречение от престола царя Николая II. Оставшееся правящее меньшинство попыталось заполнить возникший вакуум власти путём создания универсального государства3 с Временным правительством во главе, но это государство просуществовало недолго и вскоре прекратило своё существование вследствие большевистского переворота. Началась Гражданская война, из пламени которой возник Советский Союз, просуществовавший немногим более 70-ти лет. В начале 90-х произошёл ещё один цивилизационный надлом, и Советский Союз распался. Его распад также сопровождался классовым расколом на правящее меньшинство и пролетариат (внутренний и внешний), что и определяет (по Тойнби) надлом цивилизации.

Во все времена мировой истории, независимо от того, где это происходило, внутренний пролетариат формировался из представителей самых разных сословий. «Истинным признаком пролетария является не бедность, не низкое происхождение, но прежде всего сознание (и вызванное им негодование) того, что он лишен унаследованного места в обществе. Пролетарий — это скорее состояние души, чем результат внешних воздействий.» Под это определение подпадает интеллигенция, всегда находящаяся во внутренней оппозиции к любому правящему режиму. Интеллигенция обнаруживает себя всюду, где две цивилизации входят во взаимное соприкосновение. Либеральная интеллигенция в России явилась результатом пересадки западных ценностей и на русскую почву. С момента своего рождения либеральная интеллигенция ориентировалась на Запад. Именно она явилась проводником революционных идей в России в начале XX-го века, но верная своей диссидентской природе, получила от В.И. Ленина вместо признания своих революционных заслуг лишь отповедь4. Вождь мирового пролетариата не ошибся в своих подозрениях: конец советского государства и смуту 90-х в значительной мере подготовила именно либеральная российская интеллигенция.5

     Внешний пролетариат, как и внутренний, в процессе надлома проявляет себя в виде обособления, но «в отличие от пролетариата внутреннего он не только оказывается морально отчуждённым, но также физически отделённым границей, которую можно обозначить на карте.» В основном внешний пролетариат состоит из национальных, или народных меньшинств внутри объемлющего государства. В условиях цивилизационного распада внешний пролетариат становится на путь сепаратизма и вооружённой борьбы. За примерами недалеко ходить. Достаточно вспомнить Первую и Вторую Чеченские войны, войну в Грузии в 2008 году, или события на Украине в 2014 году. Нечто подобное, но в большем масштабе происходило и во время распада Российской Империи6.

«Непосредственным критерием и конечной причиной надломов цивилизации являются возникающие внутренние разногласия, в которых утрачивается способность общества к самоопределению.» Не внешний враг приносит погибель, но тёмная часть души человека служит тому причиной; внешний враг лишь пожинает плоды разобщения и раздора:

«Нет, не лежала Англия у ног

Надменного захватчика, и впредь

Лежать не будет, если ран жестоких

Сама себе не нанесёт сперва…

Мы можем одолеть в любой борьбе,

Была бы Англия верна себе.»7

Цивилизационный надлом обусловлен потерей народом своей аутентичности. В начале XX-го века русский народ отрёкся от христианской веры и стал неофитом коммунистической  религии. За 70 лет строительства социализма вера в коммунизм истощилась. Последовала смута 90-х. Потом явился Путин...

Каков итог?

За сто лет мы утратили историческое чувство. У нас нет образа будущего. Мы живём сегодняшним днём. У нас нет полноценного исторического самосознания, у нас нетвёрдая историческая память. Вследствие утраченного переживания исторического прошлого мы не слышим живых голосов предков и уже давно не ждём помощи там, где она возможна. Мы не имеем правильного исторического зрения, поэтому становимся жертвами ложной перспективы. Мы потеряли внутренние ориентиры, поэтому нас легко сбить с пути. И, конечно, нами легко манипулировать.

Недавно некое официальное лицо внесло в повестку дня тезис: «После Путина будет Путин». Ранее другое, теперь уже неофициальное лицо, высказалось в том смысле, что мы живём в «долгом государстве Путина». Что же такое это «долгое государство Путина» c точки зрения теории цивилизаций А. Дж. Тойнби? Когда происходит надлом, и общество раскалывается на правящее меньшинство и пролетариат (внутренний и внешний), то все три части прежде единого общества, действуя особо в своей попытке преодолеть смутное время, могут, тем не менее, прийти к консенсусу в рамках создаваемого правящим меньшинством т.н. универсального государства. Стоит подчеркнуть особо, что универсальные государства всегда являются продуктом деятельности правящих меньшинств, т.е. тех меньшинств, которые некогда обладали живой творческой силой, но затем утратили её. «Картина универсальных государств выглядит двусмысленно. Универсальные государства демонстрируют явное оживление. Но это не лето. Это «бабье лето», скрывающее осень и предвещающее зиму. Упорство, с каким однажды основанные универсальные государства цепляются за жизнь, является их наиболее выдающейся чертой, но в этом нет подлинной жизненности. Это, скорее, упрямое долгожительство старика, отказывающегося умирать. Фактически универсальные государства демонстрируют устойчивое стремление вести себя так, как если бы они были целями сами по себе, или как если бы они имели значение для достижения некоей находящейся вне их цели, тогда как в действительности представляют собой лишь фазу в процессе социального распада.»8


__________________________________________________________________

1 Книга А.Дж. Тойнби "Исследование истории. Цивилизации во времени и пространстве" была опубликована между 1934 и 1961 гг.

2 А. Дж Тойнби использует термин мимесис (др.-греч. μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание)

3 Термин А. Дж.Тойнби.

4 «На деле это не мозг (нации), а говно». Письмо к М. Горькому от 15.09.1919.

5 Таким образом, именно пролетариат приложил решительные усилия, чтобы разрушить государство пролетариата, СССР.

6   События 2014 года и 1919 года поразительно близки по духу. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть роман М.А. Булгакова «Белая гвардия.» За сто лет ничего не изменилось.

7 Шекспир В. Король Иоанн. Пер. Рыковой // Собр. Соч., Т 18, Спб 1997, с 191.

8 Напоминаю, время публикации книги А.Дж. Тойнби: 1934-1961 гг.



Продолжение следует


Tags: История, История России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments